Типология (виды) нэцкэ
* катабори - самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцке ( конец XVIII - начало XIX века).
* анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
читать дальше* саси - Одна из наиболее старых форм нэцке. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т.п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцке, но, по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси - приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцке-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцке-саси трудноотличимы от оби-хасами.
* маска - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
* итараку - нэцке в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
* мандзю - нэцке в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
* рюса - Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854-1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцке были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
* кагамибута - тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления выполненого с использованием широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцке обычно принадлежит мастеру по металлу.
Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые "курьёзные" нэцке - например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов - соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.
Большая часть изображений в нэцкэ имеет скрытый смысл, чаще всего — благожелательный. Это не только религиозные персонажи, боги и сеннины (святые). Изображения вечнозеленых растений: сосны, кипариса, самшита, персика, а также бамбука и хризантемы являются пожеланиями долголетия, а плодов лотоса с семенами или лопнувшего баклажана — обильного мужского потомства. Тыква — символ целомудрия. Цветок сливы — знак весны и любви. Веточки сосны — залог счастья, благоденствия и верности. Фазан символизирует удачную карьеру. Дракон — знак императора. Черепаха и жаба — символы долголетия, богатства. Нэцкэ, изображающие животных, входящих в 60-летний цикл (крыса, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья) — по Восточному календарю и гороскопу — обычно дарят соответственно году рождения: родившимся в год дракона дракон и принесет удачу. Смех
Наиболее популярными являются семь богов счастья из народных верований.
Дайкоку — главный среди семи богов, бог счастья, он выступает покровителем домашнего очага. Изображается в костюме каригину, с «молотком счастья», крысой и мешком.
Фукурокудзю — бог мудрости и долголетия, бог чинов. Изображается в виде старца с вытянутым черепом, его атрибуты: посох, свиток, олень, ребенок.
Хотэй — «холщевый мешок» — покровитель детей. Он воплощает счастье и беззаботность, благополучие и довольство. Изображается в виде смеющегося толстого бритоголового монаха с длинными мочками ушей в сопровождении карако (китайского ребенка). Его атрибуты — четки, веер, мешок.
Бисямонтэн — страж Севера и повелитель Якш, он дарует богатство. Изображается грозным воином в доспехах с трезубцем и пагодой в руках.
Бэндзайтэн — единственное женское божество в этой семерке — дарует богатство и счастье, покровительствует музыке и искусству. Изображается с лютней в руках и, иногда, со свернувшейся змеей в высокой прическе.
Дзюродзин — покровитель науки, путешествий и охоты, божество долголетия. Атрибуты Дзюродзина примерно те же, что и у Фукурокудзю, но череп Дзюродзина не так вытянут. Обычно изображается с покрытой головой.
Эбису — покровитель торговли и рыбной ловли. Иногда выступает и как горный бог, а в паре с Дайкоку — как покровитель домашнего очага. Изображается в высокой шапке с заломом, удочкой и рыбой тай. Сейчас Эбису считается еще и покровителем бизнесменов.
Продолжение будет
Нэцкэ (часть2)
Типология (виды) нэцкэ
* катабори - самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцке ( конец XVIII - начало XIX века).
* анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
читать дальше
Продолжение будет
* катабори - самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцке ( конец XVIII - начало XIX века).
* анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
читать дальше
Продолжение будет